воскресенье, 10 июля 2011 г.

Балетное

«Твой самый непримиримый соперник - это ты сам»
Древняя мудрость
Много слышала о фильме “Черный лебедь”, но специально никаких рецензий не читала. Сегодня посмотрела его и ушла в аут. Это совершенно невероятный фильм!
Сюжет строится вокруг репетиций в одном из Нью-Йоркских театров “Лебединого озера”.  Либретто я пересказывать не буду, кому интересно – прочтите. Суть в том, что очень редко Одетту и Одилию танцует одна балерина. Характеры персонажей прямо противоположны и сыграть их оба одному человеку невероятно сложно. Режиссер, в исполнении Венсана Касселя, ищет такую уникальную балерину, которая воплотит его видение спектакля. В его театре уже 4 года танцует Нина (Натали Портман) – очень техничная, старательная балерина, но ей не хватает огня – она мамина дочка, в ней ее мать видит реализацию своей неудавшейся карьеры, давит девушку своей властью. На пробах Нина безупречно исполняет партию Одетты, но Одилия, злой демон, ей не дается. Из Сан-Франциско приезжает новенькая, которая может составить конкуренцию, хотя я не уверена, что она приехала именно для этого. Скорее, для того, чтобы раскрепостить и выпустить из плена и оков душу Нины, только когда это происходит – Нина начинает сходить с ума.
На протяжении всего фильма, по мере приближения премьеры, мы следим за тем, как Нина сходит с ума – медленно, почти незаметно и непонятно как, но кульминация этого процесса наступает на премьере спектакля. Танец Черного лебедя – это фантастика, только ради него стоит смотреть фильм. Страсть, ненависть, любовь – все в этом танце. Мне очень нравится афиша фильма – прекрасное лицо, не выдержавшее напора страстей и переживаний, выпавших на долю главной героини. Она была слишком талантлива и хрупка для таких переживаний.
Натали Портман безупречна в роли Нины, она заслуженно получила свой Оскар. Венсан Кассель не играет мускулами и может показаться “статичным”, хотя на самом деле это совсем не так. Третья героиня – “соперница Нины” – она современная, раскованная, сексуальная. У нее все хорошо и все идет так как надо – нет исканий, метаний, страданий – как паровоз на рельсах.


В общем, это один из редких современных фильмов, который надо посмотреть”переварить” и посмотреть еще раз. После просмотра есть над чем подумать, что обсудить и о чем поспорить.

5 комментариев:

Светлана Зарецкая комментирует...

Может я не права, но у меня после просмотра осталось ощущение неполноты картины. Первую половину фильма у меня было ощущение , что я где-то это видела. Затем пришло непонимание.Зачем? Я самой сути фильма так и не поняла.Хотя люблю такие немного психологические фильмы. Да и сам фильм во многом напомнил "Исповедь разума".

elisara комментирует...

Lana, я не могу назвать себя заядлой киноманкой, смотрю не очень много фильмов.
На мой взгляд, здесь все логично и завершено - есть девочка, которая ничего в жизни кроме балета не видит - она не ходит на тусовки, не влюбляется, но она талантива. Ее режиссер видит ее потенциал, пытается растормошить ее, тянет за разные ниточки, чтобы она вылупилась из своей скорлупы, освободилась - ей уже не надо учиться технике танца, ей надо научиться выражать свои эмоции и свой талант с помощью танца, но Нина этого не умеет, потому что она никогда не переживала эмоциональных потрясений. Я думаю, что он специально вызвал из Сан-Франциско другую балерину и представил так, что хочет сделать ее дублершей Нины. У него не получилось самому растормошить девушку, влюбить ее в себя, поэтому он обратился за помощью. А привлечь кого-то из труппы он не может, потому что они все друг друга знают, знают свои возможности и Нина не поверит, что кто-то из ее труппы может составить ей конкуренцию. Нина привлекает своей чистотой, недоступностью, но в тоже время - она слишком холодна в танце.
Другое дело, что когда скорлупа трескается - разум девушки не выдерживает обрушившихся на нее впечатлений и эмоций, хотя финал фильма открыт и можно придумать любой конец :))

taurus комментирует...

Я каждую неделю ходу в кинотеатр и смотрю с младшим сыном практически все более-менее интересные фильмы, этот фильм я смотрела дома на диске, чему была очень рада, не хотелось бы мне видеть на весь экран многоие кадры из этого фильма, я не ханжа, но рядом с 25-летним сыном смотреть на маструбацию достаточно доглоге время было бы неприятно! И стоило ли ломать человека, чтобы увидеть обе партии в ее исполнении...Не знаю.. Но пересматривать конечно же не буду...

Светлана Зарецкая комментирует...

Ну если смотреть так, то да, тогда всё понятно. Но наверное это фильм из разряда "отложить на будущее и пересмотреть через несколько лет". Может сейчас не увидела чего-то, а в следующий раз увижу.

elisara комментирует...

taurus, да, наверно для нас такие моменты достаточно непривычны и неприятны, я бы с дитем тоже не стала этот фильм смотреть. Но на Западе к этому относятся спокойно и считают нормальным проявлением сексуальности. Показанное в этом фильме цветочки по сравнению, например с Тюдорами :))
Специально Нину никто не ломал, она сама стремилась станцевать обе партии - хотела достичь совершенства.
Lana, конечно, я тоже прям счас пересматривать не буду :))